“Я завещаю вам шиповник, весь полный света, как фонарь,июньских бабочек письмовник, задворков праздничный словарь…” (Интервью с Анастасией Шавлюк)
Как оценить свое творчество? Каков секрет успеха поэта? На эти и другие вопросы согласилась ответить Анастасия Шавлюк – наш автор, друг, талантливый поэт, человек, который не мыслит себя вне поэзии.
— Ты давно пишешь стихи?
— Не помню. Говорят, что какое-то время в детстве даже и говорила стихами. Сознательно рифмовать стала в начальной школе. Потом, раз хвалили, решила, что очень талантлива и надо писать активно и много. Думаю, что-то получалось, что-то нет, но, в целом, практика – хорошая школа. Теперь же пишу, если есть, что сказать, или когда по-другому чувства-мысли не выражаются. Думаю, вначале очень важна положительная реакция ближних. Она и потом важна, хотя, “почувствовав вкус”, писать будешь, даже если получается графоманство: это- наркотик. Самое сложное — оценить полученное, себя оценивать.
— Согласна, оценивать не просто, для этого ведь нужны критерии. Какие они у тебя?
— Первое, – получилось ли выразить, что мыслила – чувствовала, и не противоречит ли получившееся моим принципам и остаткам здравого смысла. Лучше проверить фактическую достоверность: так, недавно отправила в небытие какую-то забавность, ибо в ней красивословие победило достоверность. А в процессе стихосложения стараюсь отслеживать сочетаемость слов, чистоту звукоряда, отсутствие нежелательных дополнительных смыслов (хотя можно и похулиганить). Хорошо бы показать полученное кому-нибудь другому (со стороны виднее) или, наоборот, дать материалу отлежаться. Вообще-то, время покажет, останется ли в словах что-нибудь ценное, когда “родительские” эмоции уйдут в историю. Да, нужно время.
— Целая методика. А что ты имеешь ввиду под “родительскими эмоциями”? Личное отношение к стиху?
— Методики нет. Просто в силу особенностей письменного общения, получаются развернутые высказывания, куда успеваешь сгрузить весь жизненный опыт. Родительское – ситуация, давшая импульс писать (излагается ли она дословно или сублимируется,- дело другое), а с ней все сопутствующие эмоции, предположения, выводы. Еще вопрос: станет ли стихотворение жить собственной жизнью или так и останется иллюстрацией на память.Личное отношение формируется со временем. Сначала понимаешь чаще всего только, насколько легко далось плетение словес и сказано ли то, что мешало жить.
— Как ты реагируешь, когда знакомые присылают тебе стихи для оценки,: тебя это утруждает, или ты с радостью комментируешь их?
— Смотря какие знакомые и смотря какие стихи. Хотя лично мне в стихах проще акцентировать внимание на хорошем, новом, интересном, чем, например, в музыке. Стихи вообще более самостоятельны, нежели, скажем, песни. Да, и остается надежда на какое-то движение и возможность изменений (если голос противный, певцу вряд ли поможешь… критикой). Конечно, личная симпатия обуславливает и дополнительную деликатность: для кого-то творчество сродни работе, а кому-то- часть тела. Критиком, наверное, быть сложно.
— А что для тебя более важно: высказать свое мнение или сказать, то, что хочет услышать от тебя человек?
— Быть в состоянии во всем видеть крупицу хорошего.Люди прекрасно чувствуют фальшь, так что беспочвенная похвала не пройдет, да и нехорошо лгать. А грубая правда бывает болезненной и невсегда нужной. Знающие мою гадостность ближние обычно ставят вопрос конкретнее: нравится/не нравиться – одно; печатать /не печатать – иногда другое. И не всем же быть… Пушкиными. Есть хороший вопрос бытия “Зачем?”: найти свое место – вот штука. Обратная же сторона медали — самоценность каждого из нас. И если у X найдется хотя б один неравнодушный читатель/слушатель/реципиент, значит, X не зря писано. Письменная речь:- объемли необъятное!
— Хочется этот хороший вопрос “Зачем?” задать и тебе. Какой смысл ты вкладываешь в стихи?
— Поймала. Когда что-то мешает спокойно жить (неважно, в каком из множества смыслов), это “что-то” надо отпустить: написать… Можно еще сыграть, нарисовать, спеть… Но слова вроде бы лучше слушаются и быстрее уходят в свободное от меня плавание.
— Какие поэты очень сильно повлияли на твое творчество?
— Так или иначе, все, кого читала и читаю, но если говорить в ключе “кого особо заметно”… Должно быть, М. Ю. Лермонтов, А. К. Толстой, А. А. Ахматова, М. И. Цветаева… И куда ж без Маргариты Пушкиной: период увлечения творчеством группы «Ария» в бурные подростковые годы и меня не минул.
— Вопрос немного не по теме, но все же очень интересно: представь, что ты на минутку получила фантастическую возможность решать все проблемы. Что бы ты в первую очередь исправила?
— История не любит сослагательного наклонения, я тоже недолюбливаю. И потому, да будем решать, коль это возможно, все в свое время. К тому же то, что покажется оптимальным решением мне, может не подойти кому-то другому. Наверное, и хорошо, что ни у кого из людей, по существу, нет подобной возможности.
— Как думаешь, в чем заключается секрет успеха поэта?
— Природа — сфинкс. И тем она верней. Своим искусом губит человека, Что, может статься, никакой от века Загадки нет и не было у ней. Август 1869, Ф. И. Тютчев. Думаю, и здесь что-то подобное. Если говорить о гениальности и талантливости, а не о востребованности или известности.
— Что бы ты пожелала читателям и слушателям «Мира творчества»?
— Не умелец я отвечать на подобные вопросы. Если кратко, то жить по совести, и, по возможности, быть счастливыми.
Мария Чопей
Источник: http://www.mt2012.ru/geroy/ya-zaveshhayu-vam-shipovnik-ves-polnyj-sveta-kak-fonariyunskix-babochek-pismovnik-zadvorkov-prazdnichnyj-slovar-intervyu-s-anastasiej-shavlyuk.html